|
|
Вернуться на методику анализ финансовой отчетности
Конкурентоспособность товара (по цене)
Данный вариант динамического факторного анализа предназначен для оценки и сравнения конкурентных преимуществ (недостатков).
Цену товара можно представить в виде суммы следующих компонент:
NS - выручка (нетто) от всех видов продаж (Net Sales), рублей.
Цена = Н + К + СиП + Т + M + П / ((1 + I / 100)*KC*ET);
Н - налог,
К - капитальные затраты и амортизация (увеличение и замена капитала),
СиП - сырье и полуфабрикаты,
Т - трудовые затраты,
М - маркетинг,
П - прибыль до уплаты процентов (чистая прибыль, выплаты по кредитам и аренде).
Н = НДС + НП + НИЗ + НТ + ТП;
НДС - налог на добавленную стоимость,
НП - налог на прибыль,
НИЗ - налог на имущество и налог на землю,
НТ - налоги выплачиваемые за работников (ЕСН, Подоходный, Возможность несчастного случая, Пенсионные отчисления),
АТС - акцизы (таможенные сборы, сертификаты).
К = НИКР + ОО + ОСП + КЗ;
НИКР - научно-исследовательские и конструкторские разработки,
ОО - создание опытного образца (-ов),
ОСП - затраты на организацию серийного производства,
КЗои - обязательные инвестиции часть затрат на оборудование (амортизация), необходимое для производства данного товара,
КЗри - рентабельные инвестиции часть затрат на оборудование (амортизация), необходимое для производства данного товара,
КЗаи - административные: политические инвестиции, необходимые для сосуществования с властью (спорт, заказы по конверсии, социальная сфера и т.д.).
КЗми - мотивированные инвестиции: откатные инвестиции, не необходимые, связанные с получением отката (евроремонт и т.д.)
ИЗ - инфраструктурные затраты (отопление, транспорт, связь, канализация и т.д.)
Примечания:
Доля капитальных затрат: купили станок 5 лет срок службы, за 5 000 000 рублей доля - 1 000 000 рублей.
Стандартное соотношение (западных компаний): если на НИКР 1 рубль, то на ОО 10 рублей и на ОСП 100 рублей.
Инф - инфляция вводится только при сравнении со временным сдвигом, у первого периода инфляция равна нулю (желательно вводить значение инфляции, соответствующее данной группе товаров).
КС - коэффициент соответствия (для возможности сравнения товаров имеющих разное качество);
ЕТ - единиц товара (для "Единиц товаров" считается коэффициент соответствия для пересчета относительного объема реализации).
Анализ факторов КС, ЕТ и Инф не производится т.к. делается анализ удельного влияния остальных факторов.
СиП = С + ПФ;
С - сырье,
ПФ - полуфабрикаты.
Т = Та + Титр + Тр + Ттоп;
Та - затраты на содержание административного персонала,
Титр - затраты на содержание ИТР,
Тр - зарплата рабочих,
Ттоп - сумма затрат на высших менеджеров (зарплата, премии, командировки, транспорт, золотые парашюты и т.д.).
М = Рк + МИ + Сп + Рл + ТР;
Рк - реклама,
МИ - маркетинговые исследования,
Сп - спонсорство,
Рл - затраты на реализацию,
ТР - транспортные расходы
П = ПП + ПР;
ПП - прибыль производителя (накрутка на себестоимость производителя),
ПР - прибыль реализатора (продавца).
Вводится прибыль после уплаты налогов и сравнивается с рассчитанным программой; затем выводится отклонение в % для оценки точности расчетов.
Вводятся факторы в рублях и программно пересчитываются в проценты или доли единицы.
Расчет производится путем деления отнесенных затрат на данный фактор за исследуемый период на выручку от реализации (нетто) или количество произведенных за тот же период единиц товара (эквивалентов товара).
Выручка (нетто) от всех видов продаж рассчитывается программой, можно сравнить с данным отчетности.
Для капитальных затрат, длящихся более одного периода, вводится отнесенные на данный период затраты.
Для 6-ти факторного анализа.
Пример. Сделайте анализ изменения цены шарикоподшипников производимых компанией OAO "АШЗ" за текущий год.
Налоги, выплаченные компанией в бюджеты всех уровней составили 14,887 млн. рублей в прошлом году и 15,405 рублей в текущем.
Капитальные затраты составили 11,583 млн. рублей в прошлом году и 9,495 рублей в текущем.
Сырье и полуфабрикаты 6,370 млн. рублей в прошлом году и 7,635 в текущем.
Затраты на оплату труда составили 4,640 млн. рублей в прошлом году и 4,572 в текущем.
Маркетинговые затраты составили 1,405 млн. рублей в прошлом году и 1,703 в текущем.
Прибыль до выплаты процентов составила 502 000 рублей в прошлом году и 652 000 в текущем.
Темп инфляции 9,12% за исследуемый период.
Качество продукции за год улучшилось на 5% (1,05).
Количество произведенных шарикоподшипников 10 500 в прошлом году и 12 100 в текущем.
Решение.
Рассчитаем цену товара для прошлого и текущего годов:
Прошлый год выбирается базовым с точки зрения инфляции, I прш = 0.
Ц прш = (Нпрш + Кпрш + СиПпрш + Тпрш + Mпрш + Ппрш) / ((1 + Iпрш / 100)*KCпрш*ETпрш) =
= 106*(14,887 + 11,583 + 6,370 + 4,640 + 1,405 + 0,502) / ((1 + 0/100)*1*10 500) = 3751,142 рублей.
Ц тек = 106*(15,405 + 9,495 + 7,635 + 4,572 + 1,703 + 0,652) / ((1 + 9,12/100)*1,05*12100) = 2 846,42709 рублей.
Общее изменение цены:
Ц = Ц тек - Ц прш = 2 846,42709 - 3751,142 = - 645,121 рублей
Сделаем шестифакторный анализ методом цепной подстановки (модель смешанная):
kofП = (1 + Iпрш / 100) * KCпрш * ETпрш = (1 + 0/100) * 1,0 * 10 500 = 10 500 долей единиц
kofT = (1 + Iтек / 100) * KCтек * ETтек = (1 + 9,12/100) * 1,05 * 12 100 = 13 863,696 долей единиц
Ц 1н = Нтек / kofT + (Кпрш + СиПпрш + Тпрш + Mпрш + Ппрш) / kofП =
= 1 000 000 * (15,405 / 13 863,696 + (11,583 + 6,370 + 4,640 + 1,405 + 0,502) / 10 500) = 3 444,5088 рублей
Ц 2к = (Нтек + Ктек) / kofT + (СиПпрш + Тпрш + Mпрш + Ппрш) / kofП =
= 1 000 000 * ((15,405 + 9,495) / 13 863,696 + (6,370 + 4,640 + 1,405 + 0,502) / 10 500) = 3 026,2483 рублей
Ц 3сип = (Нтек + Ктек + СиПтек) / kofT + (Тпрш + Mпрш + Ппрш) / kofП =
= 1 000 000 * ((15,405 + 9,495 + 7,635) / 13 863,696 + (4,640 + 1,405 + 0,502) / 10 500) = 2 970,3005 рублей
Ц 4т = (Нтек + Ктек + СиПтек + Ттек) / kofT + (Mпрш + Ппрш) / kofП =
= 1 000 000 * ((15,405 + 9,495 + 7,635 + 4,572) / 13 863,696 + (1,405 + 0,502) / 10 500) = 2 858,1780 рублей
Ц 5м = (Нтек + Ктек + СиПтек + Ттек + Мтек) / kofT + Ппрш / kofП =
= 1 000 000 * ((15,405 + 9,495 + 7,635 + 4,572 + 1,703) / 13 863,696 + 0,502 / 10 500) = 2 847,20731 рублей
За счет изменения объема налогов:
Цн = Ц 1н - Ц прш = 3 444,5088 - 3751,142 = - 306,6332 рублей
За счет изменения затрат на капитал:
Цк = Ц 2к - Ц 1н = 3 026,2483 - 3 444,5088 = - 418,2605 рублей
За счет изменения объема затрат на сырье:
Цсип = Ц 3сип - Ц 2к = 2 970,3005 - 3 026,2483 = - 55,9478 рублей
За счет изменения затрат на оплату труда:
Цт = Ц 4т - Ц 3сип = 2 858,1780 - 2 970,3005 = - 112,1225 рублей
За счет изменения затрат на маркетинг:
Цм = Ц 5м - Ц 4т = 2 847,20731 - 2 858,1780 = - 10,97069 рублей
За счет изменения объема прибыли:
Цп = Ц тек - Ц 5м = 2 846,42709 - 2 847,20731 = - 0,78022 рублей
Ответ. Всего цена одной единицы товара уменьшилась на 645,12 рублей, что является положительной тенденцией с точки зрения возможности захвата большей доли на рынке. Наибольшее влияние на уменьшение цены товара оказало относительное уменьшение налоговой нагрузки (сократило цену на 306,63 рублей) и сокращение затрат на капитал (сократило цену на 418,26 рублей).
Главная Методики финансового и инвестиционного анализа Анализ финансовой отчетности Конкурентоспособность товара (по цене)
Copyright © 2021 by Altair Software Company. Потенциальным спонсорам программ и проекта.
|
|